Уважаемые зрители, пожалуйста, не проходите мимо! Вас ждут кровавый ужастик, шокирующий триллер, школьная комедия, политические дебаты, выпуск свежих новостей — и всё в одном флаконе. Иными словами, третье, не считая ещё и ОВА, пришествие Великого и Ужасного, Скорбного, Отчаявшегося, самого что ни на есть Унылого Учителя всей японской анимации. Как и прежде, сквозного сюжета нет, серия состоит из нескольких ( как правило, трёх) зарисовок. Они могут быть на какую угодно тему, и даже фрагменты одной и той же серии не демонстрируют какой бы то ни было явной логической связи. В начале серии, например, герои могут погрузиться во всякие философские замуты с котами Шрёдингера и мультивариантными Вселенными, а потом фокус сместится в сторону баллистических ракет. И в то же время, аниме про Сэнсэя выглядит более цельным, чем многие из вещей со связным сюжетом.
Немудрено, ведь сам харизматичный и противоречивый образ Итосики, видимо, обладает свойством скреплять и цементировать что угодно, совмещать несовместимое. Так что это аниме может и дальше сезон за сезоном удерживаться на экранах, в рейтингах и зрительских сердцах. Амплуа героя и его учениц в основном не меняются: Тири так же эффектно и готично любить чем-нибудь опасным помахать, желательно лопатой, Кири такая же затворница, Кафка такая же восторженная. Но ситуациям, в которых и Итосики, и его ученицы могут проявить самые главные черты своих характеров, конца нет и не предвидится. Ведь неисчерпаема сама жизнь. В ход идёт всё, что под руку подворачивается, степень разумности при этом не всегда учитывается, но в том-то и соль, чтобы смотрящий был сам достаточно внимателен, чтобы отделить действительно серьёзное от дурашливого. Ведь признаемся себе: многое, что мы в жизни слышим или встречаем, не несёт большой смысловой нагрузки. Но здесь даже бессодержательность и софизмы играют роль козырной карты, до таких высот всемирового абсурдизма всё доходит. Буквалистски до крайней степени обыгрывается пословица «смотреть на мир через тёмные» ( ну, или ещё какие очки ), парадоксальны и забавны аргументы в вариантах спора на старинную схоластическую тему «Что появилось раньше — курица или яйцо?» Когда бред доведён до максимума, до крайностей, до логических пределов, это уже не бред — это особое искусство, так делать нужно уметь.
Не говоря уж о том, что создатели щедро рассовали везде шпилек на довольно актуальные и злободневные темы. Особенно метки эти шпильки, когда речь заходит о том, что частенько правильный с фактической точки зрения ответ … может оказаться неправильным давать в силу принятых в пределах заданной эпохи взглядов, общественных условностей или политкорректности. В средневековье с птолемеевской системой устройства мира особо не поспоришь — а то сочтут еретиком. В сказке про голого короля бессмысленно доказывать, что король голый ( ура, и даже столь любимого мной в детстве Ханса Христиана Андерсена не забыли! ). Политикам же и дипломатам, даже если они точно знают, чья субмарина вторглась в воды их государства, из соображений госбезопасности полагается отвечать « это была субмарина неизвестной страны или же кит, которого перепутали с субмариной.»
А ещё чаще высокие чины в ответ на вполне конкретные и прямые вопросы выдают обтекаемые фразы, которые уж никак не могут сойти за ответ. И тем не менее, это всеми принимается. Но не так ли, несмотря на всю нелепость такой буффонады, и происходит в нашем реальном мире, столь часто любящем выдавать себя за серьёзный и разумный? Или же, скажете, лицемерят только японские военные и государственные деятели? Для меня загадка, как всё так удачно сложилось, что такую вещь столь острой политической и социальной направленности допускают показывать и смотреть, но раз уж эта жемчужина появилась, упускать шанс с ней познакомиться не имеет смысла.
Возможно, всё сиё действо не было бы столь незабываемым и впечатляющим, если бы не его характерные заставки и саундтреки. Одна из фоновых мелодий несколько напоминает мне мотив «Эх, полным-полна моя коробочка...» и особенно нравится. Первый эндинг на удивление лиричен, как музыкой, как текстом песни, так и видеорядом ( достаточно сравнить со сверхготичным опенингом конца второго сезона! ). И вполне закономерно, что он концентрируется на образе Нами Хито — эта «самая обычная» девочка, визитной карточкой которой является именно её нормальность и отсутствие каких бы то ни было явных отличительных признаков, ещё со второго сезона служит своеобразной лакмусовой бумажкой, посредством которой раскрываются наиболее полно и ярко все странности и экстравагантности других героев и героинь. Второй эндинг, появляющийся после десятой серии, тоже на диво благозвучен.
Что касается опенинга, особенно в его поздней редакции, то это вообще тема для отдельного разговора. Вместе с самим сериалом он стал ещё более зубодробильным, мозголомным и крышесносным. Безумная кавалькада героев чередуется с египетским сфинксом и живописью Микеланджело, с разноцветными витражами, газетными вырезками и имитацией дефектов старинной киноплёнки. Но вот парадокс: при всей своей эпатажности в опенинге под конец сквозит, не побоюсь это сказать, очень глубокая, прочувствованная нота, которая побуждает вспомнить: режиссёр этой фантасмагории, как-никак, ещё и создатель очень искренней, романтичной и пронзительной, при всей своей мистике и ужасах, вещи: «Портрета малышки Козетты».
Когда Итосики Нозому подхватывает падающую Кафку, и в его глазах непритворная тревога, сочувствие. Не отчаяние о судьбах всего мира, а именно волнение за одного, вот именно за этого человечка. И потом... краткий миг, быстрый обмен взглядами. Вроде бы ничего особенного, но в этих нескольких секундах, в выражении их глаз — цела вечность, целая вселенная. Это лучше сотен слов показывает: несмотря на едкую сатиру, беспощадный сарказм и неподражаемую иронию «Прощай, Унылый Учитель» - произведение прежде всего очень человечное. И это, пожалуй, искупает дежурные шутки про сёнен-ай, нещадную эксплуатацию Кири Комори и Каэрэ в качестве объектов фансервиса и с космической скоростью проматывающиеся экраны текста. Ну и в конце концов, многим Унылый Учитель наверняка повысил настроение, а это при наших нынешних реалиях дорогого стоит.
|